MATYUNINSPARTNERS

META — ЭКСТРЕМИСТ

Защита бизнеса

ГАРАНТ.РУ собирал рекомендации для бизнеса в связи с блокировкой соцсетей Мета. В ночь подготовки комментария стало известно о признании корпорации экстремистской организацией. Приводим его полную версию.




В целях планирования дальнейшей информационной деятельности в Интернете российским компаниям и менеджменту следует исходить не столько из факта ограничения доступа к Фейсбуку и Инстаграму, сколько из того, что Тверской суд Москвы признал компанию Meta экстремистской организацией.

Надо сразу понять в этой связи два важных момента:



1. Каждый пользователь принадлежащих данной организации соцсетей находится с нею в договорных правоотношениях, урегулированных пользовательским соглашением и другими правилами обеих платформ. Стало быть, де юре и де факто любой пользователь сотрудничает с Мета, становясь компонентом ее "экосистемы".


2. Встраиваясь в алгоритмы Мета, каждый пользователь невольно делает возможным глобальное распространение рекламных и других материалов, загруженных в социальные сети. Взаимный интерес участников друг к другу и сама архитектура сетей (особенно Фейсбук) рано или поздно приводят к раскрутке материалов, рекомендованных алгоритмами.


В России запрещено распространять информацию об экстремисткой организации без упоминания ее особого статуса (ликвидирована или запрещена на территории страны). За нарушение запрета предусмотрена административная ответственность по части 2 статьи 13.15 КоАП РФ. Отмечу, что ответственность несут не только СМИ, а вообще любые распространители (граждане, организации, должностные лица). Размещая иконки социальных сетей Meta на своих информационных ресурсах без соответствующей оговорки, вы уже распространяете информацию о Meta. Выводы делайте сами.


За участие в экстремистской организации частью 2 статьи 282.2 УК РФ установлена уголовная ответственность. Наказания могут быть разными: от штрафа в размере от трехсот тысяч до шестисот тысяч рублей и до лишения свободы сроком от 2-х до 6-ти лет.


За предоставление средств для обеспечения деятельности экстремистской организации также установлена уголовная ответственность, статьей 282.3 УК РФ. Самое суровое наказание по части первой указанной статьи — лишение свободы на срок от 3-х до 8-ми лет.


Понятно, что, позиционируясь в соцсетях, заказывая и оплачивая продвижение, добросовестный бизнес делает это не для того, чтобы финансировать экстремистскую деятельность, а с единственной целью — охватить как можно больше потенциальных клиентов. Не знаю, появится ли, а если появится, то как сложится следственная практика по привлечению к уголовной ответственности по статьям 282.2 и 282.3 УК РФ руководителей компаний и предпринимателей, продолжающих использовать сервисы Meta. Возможно, ничего им не грозит просто потому, что в их действиях нет субъективной стороны — умысла на поддержку экстремизма. Но здесь надо заметить, что доказывание умысла является одним из самых больных мест нашего следствия, требующим приложения титанического интеллектуального труда, времени, а потому случается, что этим трудом пренебрегают либо не доводят его до конца.


Вместе с тем надо понимать, что, закрывая доступ к детищам Meta в России, государство сделало бессмысленным сотрудничество с ними на территории страны. Аудитория Meta уходит в ВК, Телеграм и Одноклассники. Клиенты, заказчики, исполнители, продавцы, политики, аналитики, взрослые и дети — все без исключений. Поэтому российский бизнес, использующий для выхода на российскую же аудиторию заблокированные сервисы, заявляющий о возможности установления контактов через них, не только противопоставляет себя государственной информационной политике, но и отдаляется от клиентов, т.к. двигается в противоположном от них направлении.

С другой стороны, есть в России компании, частично или преимущественно ориентированные на иностранных заказчиков и покупателей. И этим компаниям следует быть готовыми к различным сценариям. Но согласитесь: мир во многих сферах стремительно меняется. И совсем скоро, возможно, бизнес, ориентированный на иностранного клиента, станет позиционироваться как-то иначе. Например на политически нейтральных глобальных площадках, которыми вполне могут стать российские соцсети, в том числе еще не созданные.