Налоговая проверка — это форма налогового контроля, при которой налоговый орган исследует события прошлого по правилам, специально разработанным для камеральных и выездных налоговых проверок (ВНП).
Камеральная налоговая проверка может производиться только на основании документов, в первую очередь налоговой декларации или расчета, без активного вовлечения самого плательщика и других лиц в процесс проверки.
ВНП похожа на следствие и связана с активным вовлечением налогоплательщика, сотрудников компании, контрагентов, других лиц. Это видно по мероприятиям ВНП, прежде всего таким, как осмотры, допросы, выемки. Как и следователи по уголовным делам, налоговики привлекают к мероприятиям ВНП понятых, назначают экспертизы. По окончании ВНП составляется акт. Если найдены нарушения, акт ВНП становится по сути обвинительным заключением, на основании которого дело рассматривается налоговым органом в рамках процедуры, напоминающей судебное разбирательство, в результате которой выносится решение. Обычно это решение о привлечении к налоговой ответственности. Иными словами, итогом налоговой проверки, особенно выездной, очень часто становится наказание или возбуждение уголовного дела.
Обнаружив признаки налогового преступления, налоговый орган после вынесения решения по результатам налоговой проверки может направить все материалы в следственные органы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.
Налоговая проверка, особенно выездная, — это всегда про принуждение, недоверие к налогоплательщику, обращенность в прошлое, большой набор разнообразных юридических процедур и во многих случаях неприятное окончание. Налоговая проверка, особенно выездная, может стать полной неожиданностью для налогоплательщика.
При налоговом мониторинге ставка делается не на преследование, а на взаимодействие. Перед налоговым органом ставится задача не найти и наказать, а найти и предупредить. Вот почему, обнаружив нарушения, налоговый орган сначала составляет мотивированное мнение — уникальный юридический документ, в котором излагается позиция налогового органа, но за которым нет непосредственной угрозы начисления штрафов и истребования недоимки. Да, до этого тоже может дойти, но для того и был придуман мониторинг, чтобы компания имела возможность исправить ошибки без финансовых и репутационных последствий.
О различиях в деталях:
1. Налоговой проверке могут подвергнуть любого налогоплательщика. Мониторинг доступен только организациям, в отношении которых одновременно выполняется несколько критериев. Назову один для понимания — сумма всех доходов компании, полученных за год, должна составлять 800 миллионов рублей или больше. Для некоторых категорий организаций это и другие закрепленные в НК РФ требования не обязательны. Например, для резидентов особой экономической зоны.
2. Налоговая проверка проводится без учета желания налогоплательщика. Камеральная — на основании представленной декларации или расчета, но может и в тех случаях, когда соответствующие документы не были поданы. Выездная на основании решения руководителя ИФНС. Мониторинг только при наличии заявления налогоплательщика, по итогам рассмотрения которого принимается решение о проведении мониторинга.
3. Мониторинг проводится в течение календарного года в режиме реального времени. При этом могут быть выявлены нарушения, имевшие место до начала мониторинга. Для налоговых проверок установлены следующие предельные сроки проведения: не более трёх месяцев для камеральной (однако есть исключения и особые сроки) и не более шести месяцев (с учетом продлений) для выездной. Камеральная проверка охватывает отрезок времени, составляющий налоговый или расчетный период, за который подается налоговая декларация или расчет, и тот же период, когда соответствующий документ должен был быть представлен, но налогоплательщик его не предоставил (в кодексе предусмотрено и такое). Для ВНП действует общее правило проверки отрезка времени, не превышающего трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки.
4. Во время мониторинга, как и во время ВНП, разрешается истребовать документы, получать пояснения, допрашивать свидетелей, осматривать территории, привлекать эксперта и специалиста. Проведение выемки или инвентаризации, которые относятся к мероприятиям ВНП, в ходе мониторинга не предусмотрено.
5. Мотивированное мнение может быть составлено налоговым органом по инициативе обеих сторон, и не один раз. То есть ситуация, когда проверяемый налогоплательщик просит подготовить для него мотивированное мнение по тому или иному вопросу, факту, тоже вариант нормы. Ничего подобного при налоговых проверках не предусмотрено.
6. Мотивированное мнение может быть составлено в любое время по ходу мониторинга. Решения по проверкам, из которых можно понять позицию налогового органа, принимаются только по окончании проверок.
7. Получив мотивированное мнение, организация имеет право аргументированно с ним не согласиться, о чем уведомляет проверяющего. В этом случае Федеральная налоговая служба России становится арбитром, который проводит между ИФНС и налогоплательщиком взаимосогласительную процедуру. ФНС России может поддержать ту или иную сторону. Если ФНС России поддержит позицию своего нижестоящего органа, то для организации исполнение мотивированного мнения становится обязательным.
2. Налоговая проверка проводится без учета желания налогоплательщика. Камеральная — на основании представленной декларации или расчета, но может и в тех случаях, когда соответствующие документы не были поданы. Выездная на основании решения руководителя ИФНС. Мониторинг только при наличии заявления налогоплательщика, по итогам рассмотрения которого принимается решение о проведении мониторинга.
3. Мониторинг проводится в течение календарного года в режиме реального времени. При этом могут быть выявлены нарушения, имевшие место до начала мониторинга. Для налоговых проверок установлены следующие предельные сроки проведения: не более трёх месяцев для камеральной (однако есть исключения и особые сроки) и не более шести месяцев (с учетом продлений) для выездной. Камеральная проверка охватывает отрезок времени, составляющий налоговый или расчетный период, за который подается налоговая декларация или расчет, и тот же период, когда соответствующий документ должен был быть представлен, но налогоплательщик его не предоставил (в кодексе предусмотрено и такое). Для ВНП действует общее правило проверки отрезка времени, не превышающего трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки.
4. Во время мониторинга, как и во время ВНП, разрешается истребовать документы, получать пояснения, допрашивать свидетелей, осматривать территории, привлекать эксперта и специалиста. Проведение выемки или инвентаризации, которые относятся к мероприятиям ВНП, в ходе мониторинга не предусмотрено.
5. Мотивированное мнение может быть составлено налоговым органом по инициативе обеих сторон, и не один раз. То есть ситуация, когда проверяемый налогоплательщик просит подготовить для него мотивированное мнение по тому или иному вопросу, факту, тоже вариант нормы. Ничего подобного при налоговых проверках не предусмотрено.
6. Мотивированное мнение может быть составлено в любое время по ходу мониторинга. Решения по проверкам, из которых можно понять позицию налогового органа, принимаются только по окончании проверок.
7. Получив мотивированное мнение, организация имеет право аргументированно с ним не согласиться, о чем уведомляет проверяющего. В этом случае Федеральная налоговая служба России становится арбитром, который проводит между ИФНС и налогоплательщиком взаимосогласительную процедуру. ФНС России может поддержать ту или иную сторону. Если ФНС России поддержит позицию своего нижестоящего органа, то для организации исполнение мотивированного мнения становится обязательным.
Мы, "Матюнины и Партнёры", защищаем бизнес с 2018 года. Проводим комплексную оценку уголовно-правовых и других юридических рисков. Выезжаем на следственные и другие процессуальные действия. Консультируем, готовим правовые заключения, участвуем в качестве защитников по уголовным делам. Представляем интересы доверителей в гражданских и арбитражных спорах.
Активно участвуем в работе экосистемы Уполномоченного по защите прав предпринимателей в г. Москве, рабочих группах по уголовному процессу и новым медиа.
Связаться с нами можно по телефонам:
+7 (917) 500-01-40
+7 (499) 702-04-44
Активно участвуем в работе экосистемы Уполномоченного по защите прав предпринимателей в г. Москве, рабочих группах по уголовному процессу и новым медиа.
Связаться с нами можно по телефонам:
+7 (917) 500-01-40
+7 (499) 702-04-44