Рейдовый осмотр — специфический термин, используемый в Федеральных законах № 294-ФЗ от 26.12.2008 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и № 248-ФЗ от 31.07.2020 «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» для обозначения одноименного контрольно-надзорного мероприятия. В этих же законах упоминается три вида рейдового осмотра: собственно рейдовый осмотр, который может быть плановым и внеплановым, и постоянный рейд. В некоторых муниципальных нормативных правовых актах осмотры разделяют на плановые и рейдовые, т.е. рейдовые признаются изначально внеплановыми.
Первая особенность
РО состоит в том, что слово «осмотр» подобрано не совсем точно. РО предусматривает совершение целого ряда контрольно-надзорных действий: осмотра, досмотра, опроса, получения письменных объяснений, истребования документов, отбора проб (образцов), инструментального обследования, испытания, экспертизы, эксперимента.
Вот почему называть его осмотром не вполне корректно, использовать слово «проверка» было бы куда логичнее .
Таким образом, если отступить от формальной строгости закона, РО — это вид проверок, в ходе которых проводятся различные действия по сбору и фиксации сведений об объекте. Между тем, законодатель отделяет данное мероприятие от каких бы то ни было проверок, устанавливая, что рейдовые осмотры не должны подменять собой проверку, и в отличие от проверок, рейдовые осмотры не могут проводиться в отношении конкретного юридического лица и ИП.
Объекты РО
Рейдовым осмотрам подлежат производственные объекты, под которыми понимаются территории, акватории, местности, помещения, оборудование, транспортные средства, предметы — все то, к чему могут предъявляться обязательные требования, связанные с их правильным использованием и содержанием. Проверяющие выясняют, как производственные объекты используются, и соответствует ли это использование обязательным требованиям.
Обязательные требования
Федеральный закон от 31.07.2020 № 247-ФЗ «Об обязательных требованиях в Российской Федерации» вступил в силу в ноябре 2020-го. Самих требований он не содержит, а регламентирует порядок их разработки и доведения до контролируемых лиц. Установлено, что требования являются открытой информацией. Федеральные органы исполнительной власти обязаны публиковать на своих сайтах нормативные правовые акты, содержащие обязательные требования. Например, в настоящее время на сайтах региональных управлений МВД России размещен Перечень актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий при осуществлении государственного контроля в сфере деятельности, связанной с оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ.
В процесс выработки обязательных требований и контроля за их соблюдением вовлечены практически все федеральные органы исполнительной власти: МВД России, Минздрав России, МИД России, Минкультуры России, Минобороны России, Минприроды России, Минпромторг России, другие министерства. Федеральные службы: ФАС России, ФНС России, Росгвардия, Росреестр, ФСИН России и другие.
Уровни регулирования
Рейдовые осмотры регулируются и проводятся не только федеральными органами исполнительной власти. Их также проводят по правилам, утвержденным региональными и местными властями. Два примера:
1. Порядок проведения плановых (рейдовых) осмотров, обследований лесных участков, утв. приказом Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области от 30.04.2019 № 273. В документе закреплено, что данные мероприятия проводятся должностными лицами, уполномоченными на осуществление федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) в лесах Калининградской области. Перечень этих должностных лиц утверждает региональное министерство.
2. Порядок проведения плановых (рейдовых) осмотров, обследований земельных участков, акваторий водоемов и расположенных на них объектов на территории городского округа «Город Калининград», утв. Постановлением администрации городского округа «Город Калининград» от 24.12.2015 № 2104. Порядком закреплено, что рейдовые осмотры проводятся в рамках муниципального земельного контроля, муниципального лесного контроля, муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения, муниципального контроля за исполнением муниципальных правовых актов по вопросам местного значения в области торговой деятельности.
Рейдовые осмотры могут быть и межведомственные, т.е. проводиться совместно представителями разных органов исполнительной власти.
Итак, для проверяющих, проводящих РО, главное — выяснить реальное состояние проверяемого производственного объекта. Для целей контроля не так уж и важно, кто именно владеет, пользуется, управляет объектом. Проверяющий взаимодействует с контролируемым лицом максимум в течение одного рабочего дня из десяти рабочих дней, выделенных законодателем на все это контрольно-надзорное мероприятие.
Согласование
Основная масса рейдовых осмотров должна проводиться по согласованию с прокуратурой, но такое согласование требуется не всегда. Например, когда Президент РФ поручает провести контрольные (надзорные) мероприятия в отношении конкретных контролируемых лиц. Или нужно провести срочный внеплановый РО, потому что существует угроза причинения ущерба, и в таком случае прокуратура в течение суток должна быть поставлена в известность.
Постоянный рейд
Постоянный рейд тоже проводится без специального разрешения прокуратуры. Включает меньшее число действий: осмотр, досмотр, опрос, истребование документов, инструментальное обследование. Специфика его заключается в том, что ПР может осуществляться в случае, если это предусмотрено федеральным законом о виде контроля. Такие законы в России есть.
Федеральный закон от 08.11.2007 N 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» закрепляет, что в рамках федерального государственного контроля (надзора) на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве осуществляется постоянный рейд.
Федеральный закон от 10.12.1995 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» закрепляет, что в рамках федерального государственного контроля (надзора) в области безопасности дорожного движения может осуществляться постоянный рейд.
Назову еще несколько федеральных законов, предусматривающих проведение постоянных рейдов: «О транспортной безопасности», Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации, Воздушный кодекс Российской Федерации, Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации.
При проведении ПР инспектора могут постоянно находиться в пунктах контроля, могут постоянно перемещаться по определенной территории или акватории для того, чтобы предупредить, выявить, пресечь нарушения обязательных требований. Время взаимодействия инспектора с одним контролируемым лицом — не более 30 минут (сюда не входит время, затраченное на составление акта).
Акт составляется по результатам любого вида РО при выявлении нарушений.
Олег Матюнин для издания «Секрет фирмы».