Маркировка детских игрушек введена в порядке эксперимента. С 1 марта 2025 года ожидается переход в обязательный режим: введут обязательную регистрацию участников оборота игрушек для детей в специальной информационной системе. С 1 июня 2025 года запланировано начало обязательного нанесения маркировки на продукцию. Если опираться на уже действующие правила маркировки, разработанные для других товаров, видно, что маркетплейсы тоже признаются участниками оборота. Подробнее об этом можно прочитать здесь.
Как устроена система противодействия контрафакту на рынке детских игрушек. Ответственность продавцов на маркетплейсах.
В России действует Технический регламент Таможенного союза. О безопасности игрушек (ТР ТС 008/2011), в соответствии с которым (редакция от 26 ноября 2024 г.):
Маркировка игрушек должна быть достоверной, четкой, легко читаемой, доступной для осмотра и идентификации. Доступ к информации должен быть обеспечен без нарушения целостности (повреждения) упаковки.
Маркировка наносится изготовителем (уполномоченным изготовителем лицом), импортером (продавцом). Место и способ нанесения маркировки определяются изготовителем (уполномоченным изготовителем лицом), импортером (продавцом).
Маркировка должна содержать следующую информацию:
- наименование игрушки;
- коммерческое наименование игрушки (при наличии);
- сведения об игрушке, обеспечивающие ее идентификацию (вид, модель, артикул и (или) иной идентификационный признак, позволяющий отнести продукцию к игрушкам, достоверно ее характеризовать и отличать от другой игрушки) (при наличии);
- наименование страны изготовления (если страна, где расположено производство игрушки, не совпадает с адресом места нахождения изготовителя);
- наименование и место нахождения изготовителя (уполномоченного изготовителем лица), импортера (продавца), информация для связи с ними;
- товарный знак изготовителя (при наличии);
- минимальный возраст ребенка, для которого предназначена игрушка, и (или) пиктограмма, обозначающая возраст ребенка;
- основной конструкционный материал (для детей в возрасте до 3 лет) (при необходимости);
- ароматизатор (при наличии);
- способы ухода за игрушкой (при необходимости);
- дата изготовления (месяц, год);
- код партии (при наличии);
- срок службы или срок годности (при их установлении);
- условия хранения (при необходимости).
В зависимости от вида игрушки в содержание маркировки включают комплектность (для игровых наборов), правила эксплуатации игрушки, способы очистки, меры безопасности при обращении с игрушкой, предупреждающую информацию и инструкцию по сборке.
Промышленная продукция может признаваться:
- контрафактной,
- фальсифицированной,
- недоброкачественной,
- незарегистрированной,
- несертифицированной,
- произведенной без лицензии или с нарушением условий лицензирования.
Разница между контрафактом и фальсификатом
Контрафакт — это подделка, которая нарушает интеллектуальные права. Игрушка или другая вещь выдается за брендовую, фирменную, хотя таковой не является. Во внешнем виде, в названии и упаковке контрафактного товара используется стиль и товарный знак, у которого уже есть правообладатель, но изготовитель создает и реализует такую продукцию без его ведома, присваивая себе чужие результаты интеллектуальной деятельности. Если игрушка своим внешним видом, стилем, наименованием и упаковкой хоть и отличается немного от оригинала, но выполнена до высокой степени сходства, и потребитель по этой причине легко смешивает оригинал и подделку, то изделие также признается контрафактным.
Производство и сбыт контрафакта влекут административную ответственность по ч. 2 ст. 14.10 или ч. 2 ст. 14.33 КоАП РФ, а также уголовную ответственность по статье 180 УК РФ, если нарушение совершено неоднократно или с причинением крупного ущерба (на сумму свыше 400 000 рублей).
Примеры продажи контрафактных трансформеров, мишки Тедди и др.
Фальсифицированной называют продукцию, произведенную с нарушением стандартов и технических регламентов, а также продукцию, которая при продаже снабжается неполной или ложной информацией о составе и потребительских свойствах. Поэтому основаниями для признания игрушки фальсифицированной будут не только наличие запрещенных веществ и материалов, либо превышение допустимой концентрации разрешенного сырья, но и другие обстоятельства. Так, если на коробке или пакете с игрушкой отсутствуют возрастная маркировка, дата изготовления или не указан ее состав, как того требуют действующие правила информирования потребителей, то уже есть основания считать ее сфальсифицированной. Также основанием для признания игрушки фальсифицированной может быть ложная информация о ее производителе. Подобный кейс с игрушкой "Хаги Ваги" можно найти на сайте Роспотребнадзора. В помощь потребителям Роспотребнадзор публикует памятки о том, какую информацию необходимо запрашивать у продавца прежде, чем принимать решение о приобретении той или иной игрушки.
Производство и продажа фальсифицированных игрушек могут повлечь административную и уголовную ответственность. Производители и продавцы игрушек могут быть привлечены к административной ответственности по статье 14.43 КоАП РФ за нарушение требований технических регламентов. Изготовление небезопасных игрушек и торговля ими могут преследоваться по статье 238 УК РФ лишением свободы до двух лет или менее жестко, причем для возбуждения уголовного дела достаточно установить факт того, что игрушки небезопасны для жизни или здоровья потребителей. То есть заболевания или гибели человека для применения статьи дожидаться не будут. А если выяснится, что такая опасная игрушка предназначалась для детей в возрасте до шести лет, то грозит более суровое наказание. Срок лишения свободы по части 2 статьи 238 УК РФ, предусматривающей этот случай, достигает шести лет; к сроку суд может добавить штраф до полумиллиона рублей.
Тот факт, что ИП или ООО торгует через маркетплейс, никак его не освобождает от гражданской, административной или уголовной ответственности за реализацию контрафакта и фальсификата. Напротив, торговля через площадки, подобные Озон и Вайлдбериз, наиболее удобна для обнаружения и фиксации всех этих нарушений, потому что благодаря цифровым следам видно, кто, когда, что и кому продает. Проверяющим и правоохранительным органам, действующим на законных основаниях, может быть доступна вся информация, как внутренняя, не видимая покупателям, так и внешняя, предоставленная им покупателями. Выход на производителей, отслеживание цепочек поставок, конфискация товаров — всё это давно известные алгоритмы. Больше всего полномочий по выявлению фальсификата и контрафакта предоставлено полиции и Следственному комитету РФ.
Еще больше полезных материалов на нашей странице ВКонтакте. Присоединяйтесь!