MATYUNINSPARTNERS

ЭЛЕКТРОСАМОКАТ И ЗАКОН

ПДД
Что нужно изменить в законах, чтобы сократить аварийность и травматизм при использовании самокатов?

Объекты дорожной и городской инфраструктуры в стране проектировались, когда никаких электросамокатов не было и в помине. Ездить по тротурарам опасно как для тех, кто по ним ходит, так и для водителей самокатов. Использовать для перемещения проезжую часть опасно и для водителей автомобилей, и для водителей самокатов. Есть ли выход из ситуации?

Электросамокат внешне похож на обычный самокат, но по факту им не является. На обычном самокате никогда раньше электродвигатель не ставился. Сегодня все решает электродвигатель, а точнее — его мощность.

Так, велосипедом Правила дорожного движения признают, помимо обычного велосипеда, устройство, оборудованное электродвигателем номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки, не превышающей 0,25 кВт, автоматически отключающийся на скорости более 25 км/ч. Мопед согласно ПДД может иметь электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки более 0,25 кВт и менее 4 кВт. Мотоцикл может иметь максимальную эффективную мощность двигателя, не превышающую 15 кВт.

Вот почему не так важен внешний вид средства передвижения, не играет большой роли, как его называют продавцы, а важны показатели мощности.

Установить мощность электродвигателя электросамоката не составляет труда. Ее указывают на сайтах продавцов, в паспорте на изделие.

Кем признается и что может себе позволить водитель электросамоката в соответсвии ПДД?


Водитель самоката, велосипеда, мопеда и даже мотоцикла признается пешеходом в соответствии с пунктом 1.2 Правил дорожного движения, однако это по умолчанию не дает им права ездить по тротуарам. Много вы видели мотоциклистов, передвигающихся по тротуарам? Оказывается, они тоже пешеходы.

Совместное передвижение с пешеходами по одной дорожке (и то не любой, а велопешеходной) допускается только в отношении велосипедистов. При этом ПДД определяют полосу для велосипедистов как полосу проезжей части, предназначенную для движения на велосипедах и мопедах, отделенную от остальной проезжей части горизонтальной разметкой и обозначенную знаком. Движение велосипедистов в возрасте старше 14 лет должно осуществляться по велосипедной, велопешеходной дорожкам или полосе для велосипедистов. Передвижение по тротуару возможно только, когда нет специальных путей для велосипедистов, а также когда за рулем ребенок младше 14 лет (ряд нюансов можно прочитать об этом в Правилах).

В отношении мопедов действуют свои особенности. Так, перевозка людей на мопеде должна осуществляться водителем, имеющим водительское удостоверение на право управления транспортными средствами любой категории или подкатегории в течение 2 и более лет. Как мы с вами знаем, на электросамокатах ездят по двое, а иногда и по трое человек без водительских удостоверений.

Итак, в ПДД водители электросамокатов и электросамокаты отдельно не упоминаются, но по мощности двигателя электросамокат может быть отнесен к другим средствам передвижения (см. выше), а с этим для водителя возникают те или иные ограничения.

Как регулировать передвижение на электросамокатах?


Можно отдельно и не регулировать и никаких изменений не ждать. Просто ориентироваться на мощность электродвигателя, и тогда это будет не электросамокат, а велосипед, мопед или даже мотоцикл. Просто распространяете на своего "коня" требования ПДД, которые относятся к названным устройствам. Примеры привели выше. Всё.

А вообще возможны любые варианты законодательного решения вопроса: полный запрет на перемещение по дорогам и тротуарам с использованием электросамоката, разрешение перемещаться только по специально оборудованным дорожкам, возможность использования только при выполнении одного или целого ряда требований (достижение возраста, шлем, наколенники, документ на право управления, страховка, допоборудование и т.п.).

Если Правительство РФ решит выделить электросамокаты, не приравнивая их к существующим средствам передвижения, то главным юридическим средством решения проблемы могло бы стать ограничение по возрасту, причем есть смысл установить как нижнюю, так и верхнюю возрастные границы. Во-вторых, перемещение на электросамокате должно производиться только в пределах специальных дорожек — велодорожек либо выделенных именно под электросамокаты.