В законодательстве такого понятия, как "сетевой маркетинг", нет, поэтому каждый конкретный случай организации торговли надо рассматривать отдельно. Проверять на схемы обмана, на признаки секты, на ущемление прав продавцов и покупателей, а также трудовых прав, на налоговую чистоту, на чистоту и безопасность товара, на соблюдение правил торговли, если они должны применяться к конкретному товару. Некоторые юристы считают, что весь сетевой маркетинг построен на обмане, а журналисты, характеризуя такие бизнесы, называют их не финансовыми, а торговыми пирамидами.
Признаки финансовой пирамиды описаны в статье 172.2 Уголовного кодекса РФ:
1. Организаторы привлекают деньги и иное ценное имущество граждан и организаций.
2. Реальная инвестиционная или предпринимательская деятельность по преумножению привлеченных средств не ведется.
3. Выплата дохода осуществляется только за счет привлеченных средств других граждан и организаций.
Поясню, что значит "реальная инвестиционная или предпринимательская деятельность". "Реальная" согласно УК — это когда привлеченные средства не перераспределяются внутри компании, а вкладываются в приносящую доход деятельность. Если, например, закупается товар по оптовым ценам, затем он продается по более высоким ценам, в результате образуется доход, то признаки финансовой пирамиды отсутствуют, но и здесь есть нюансы, о чем скажу ниже.
Что касается критериев добросовестности организации сетевого маркетинга, то их по большому счету три: первый — отсутствуют признаки финансовой пирамиды, мошенничества или другой криминальной деятельности; второй — отношения между всеми участниками правильно юридически оформлены, третий — предмет торговли, т.е. сам товар, легальный.
1. Наличие какого-то товарного оборота само по себе еще не является стопроцентной гарантией того, что бизнес — не пирамида. Если в основу получаемого дохода ставится не высокая рентабельность реализуемых товаров, а приток в сеть новых сетевиков, вынужденных приобретать товары, и только таким образом становится возможным существование всей сети, то здесь, безусловно, имеются признаки финансовой пирамиды, потому что товар в таких отношениях является лишь средством привлечения в схему новых и новых доноров. Другие тревожные признаки, которые указывают не только на признаки пирамиды, но и на секту: необходимость уплаты вступительных взносов, система выплаты дивидендов, различные культы и ритуалы (поклонение лидеру, мотивационные выступления и т.п.).
2. Отношения в сетевом маркетинге с целью так называемой налоговой экономии могут не оформляться надлежащим образом. Гражданам-продавцам при вступлении в связь с компанией, работающей в сфере сетевого маркетинга, необходимо помнить, что дистрибьюторская деятельность, а также посреднические маркетинговые услуги продавцам и покупателям являются предпринимательской деятельностью. Тем, кто ею занимается, необходима регистрация в качестве ИП. Но даже если не получать статус ИП налоговые органы все равно будут рассматривать субъектов этой деятельности в качестве предпринимателей и начислять соответствующие налоги. Эта позиция изложена в Письме Минэкономразвития России от 30.09.2010 N Д22-1767 "О вопросах регулирования сетевого маркетинга".
Важно вовремя задаться вопросом, как оформлены ваши отношения с этим бизнесом, а надежно ли вы защищены как его участник, существуете ли вы вообще юридически в том деле, которым намерены заниматься, какую ответственность берете на себя. Если что-то дают подписывать, торопят, не подписывайте, сначала возьмите паузу, покажите документы внешнему специалисту, не имеющему отношения к сети. Попросите его разъяснить вам все возможные риски.
3. Что касается товара, то надо проверять, не отнесен ли предлагаемый к распространению товар к предметам, оборот которых запрещен или ограничен в России. В первую очередь обращаем внимание на химические вещества, алкоголь, табачные изделия и различные финансовые услуги. Также товар надо проверять на признаки подделки, токсичность, радиационную безопасность. И всегда полезно знать реальную стоимость товара, т.к. обман может быть выстроен в том числе вокруг цены приобретаемой и реализуемой цены.
2. Отношения в сетевом маркетинге с целью так называемой налоговой экономии могут не оформляться надлежащим образом. Гражданам-продавцам при вступлении в связь с компанией, работающей в сфере сетевого маркетинга, необходимо помнить, что дистрибьюторская деятельность, а также посреднические маркетинговые услуги продавцам и покупателям являются предпринимательской деятельностью. Тем, кто ею занимается, необходима регистрация в качестве ИП. Но даже если не получать статус ИП налоговые органы все равно будут рассматривать субъектов этой деятельности в качестве предпринимателей и начислять соответствующие налоги. Эта позиция изложена в Письме Минэкономразвития России от 30.09.2010 N Д22-1767 "О вопросах регулирования сетевого маркетинга".
Важно вовремя задаться вопросом, как оформлены ваши отношения с этим бизнесом, а надежно ли вы защищены как его участник, существуете ли вы вообще юридически в том деле, которым намерены заниматься, какую ответственность берете на себя. Если что-то дают подписывать, торопят, не подписывайте, сначала возьмите паузу, покажите документы внешнему специалисту, не имеющему отношения к сети. Попросите его разъяснить вам все возможные риски.
3. Что касается товара, то надо проверять, не отнесен ли предлагаемый к распространению товар к предметам, оборот которых запрещен или ограничен в России. В первую очередь обращаем внимание на химические вещества, алкоголь, табачные изделия и различные финансовые услуги. Также товар надо проверять на признаки подделки, токсичность, радиационную безопасность. И всегда полезно знать реальную стоимость товара, т.к. обман может быть выстроен в том числе вокруг цены приобретаемой и реализуемой цены.
Подведу итог. Не верьте слишком заманчивым предложениям, сулящим быструю и легкую прибыль. Консультируйтесь с юристами до того, как вошли в бизнес. Консультироваться после может оказаться слишком поздно.
Больше публикаций на нашей странице ВКонтакте.