MATYUNINSPARTNERS

ПОДАРКИ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ

Защита бизнеса

Издание "Секрет фирмы" пригласило экспертов разъяснить положения российского законодательства о допустимых и недопустимых подарках для государственных служащих. Редакция собрала и опубликовала комментарии юристов, адвокатов, руководителей компаний и специалистов по деловой этике и налогам.


Читайте полную версию комментария Олега Матюнина, предоставленного изданию:


"В этой теме есть простые и сложные моменты. Начну с простых.


Все подарки, полученные государственным служащим, разделены на три категории: не связанные с исполнением должностных обязанностей, связанные с исполнением должностных обязанностей и протокольные — полученные на официальных мероприятиях. Это закреплено в законах "О противодействии коррупции", "О государственной гражданской службе Российской Федерации" и "О муниципальной службе в Российской Федерации". По первой группе подарков ограничений нет, вторые запрещено брать независимо от суммы, а третьи служащий должен сдавать в тот орган, в котором работает, и впоследствии имеет право выкупить. Не сдавать и не выкупать разрешается протокольный подарок стоимостью до трех тысяч рублей, о чем в двух из перечисленных законов имеется оговорка и отсылка к Гражданскому кодексу, о котором обязательно скажу чуть позже.




Что из этих законов в частности следует: если вы дружите с государственным служащим, приглашены к нему на день рождения и преподносите подарок не за принятые в вашу пользу решения, а в качестве именно личного подарка на день рождения, то ваши действия и его действия правомерны. И наоборот: все, что дарят за проделанную работу, за исполнение должностных обязанностей, от шоколадки до шоколадной фабрики, выходит за рамки правового поля и может привлечь внимание компетентных органов, хотя и не всегда уголовно наказуемо.



Законодательство о государственной службе не устанавливает прямого запрета на дарение родственникам государственных служащих. Однако если будет установлена связь между подарком, действиями дарителя и действиями государственного служащего в пользу дарителя, то сам по себе факт получения имущества не служащим, а его мамой, сестрой, бабушкой, сыном или дочерью, не станет препятствием для возбуждения уголовного дела о взятке и привлечения служащего к дисциплинарной ответственности.


Сложный момент — стоимость подарка, полученного служащим. Повторю: законы "О государственной гражданской службе Российской Федерации" и "О муниципальной службе в Российской Федерации" содержат абсолютный запрет на получение служащими подарков и иных вознаграждений, связанных с исполнением должностных обязанностей. Ни тот, ни другой закон не разделяют такие подарки на обычные и необычные, приличные и неприличные, дешевые и дорогостоящие. Закон "О противодействии коррупции" тоже не делит подарки на обычные и необычные.


Но если открыть статью 575 Гражданского кодекса, в которой перечислены все запрещенные случаи дарения, то мы увидим интересный термин — "обычные подарки, стоимость которых не превышает трех тысяч рублей".


И согласно этой статье такие "обычные подарки" стоимостью до трех тысяч могут быть вручены служащему в том числе в связи с должностным положением или в связи с исполнением служебных обязанностей. Невероятно, но факт. И логично спросить: как вообще могут в одном правовом поле сосуществовать взаимоисключающие положения совершенно разного идейного содержания? Оказывается могут, и довольно долго.


Я считаю, что подарок, переданный за исполнение служебных обязанностей, уже в силу этого нельзя рассматривать как обычный. Не по критерию стоимости, а по самой ситуации. Потому что на государственной службе, как мне представляется, не может быть места "чаевым", "презентам" и прочим подношениями за проделанную работу. Вот почему я считаю ошибкой идею опираться на перечень "допустимых подарков", потому что она открывает путь для коррупции.


В ситуации, когда один закон запрещает, а другой разрешает, первым проигрывает сам государственный служащий, потому что на него могут распространить либо более жесткий, либо более мягкий правовой режим. И до тех пор, пока статья 575 ГК РФ действует в нынешней редакции, ее применительно к государственным служащим можно толковать в коррупционном ключе.


Если бы имелись четкие пояснения, что обычные подарки — это не связанные со службой подарки, переданные исключительно ко дню рождения или по другому личному поводу (рождение ребенка, именины, юбилей), и их размер ограничен суммой в три тысячи рублей, такое правило в большей степени соответствовало бы идее противодействия коррупции, нежели тот правовой режим подарков, который закрепляет статья 575 ГК РФ".


Публикация на сайте издания >