MATYUNINSPARTNERS

КОНТРОЛЬ ИНТЕРНЕТА В РОССИИ

В начале февраля Олег Матюнин дал комментарий деловому журналу «Инвест-Форсайт» о трендах и перспективах контроля Интернета в России. Ситуация в мире с тех пор изменилась, но по сути прогноз нельзя назвать ошибочным. Впрочем, как и всегда, судить вам, дорогие читатели.




Вопросы журналистов: В каком направлении будет развиваться контроль Интернета в России? Каких нововведений и мер еще ждать?


Ответ управляющего партнера «М&П»:


— Все начиналось с защиты авторских прав: блокировки сайтов, страниц, трекеров, зеркал и так далее. Законодательство менялось, дошли до внесудебных блокировок. Параллельно активно развивалось направление борьбы с негативным контентом: от экстремистских материалов до фейков. Перечни видов информации, подпадающей под контроль (не обязательно с перспективой блокирования), разрастаются. В правовом поле всё больше появляется новых участников интернет-отношений и самих технологий обмена данными. Если вчера это были только сайты и страницы сайтов, их владельцы, то сегодня закону знакомы и мессенджеры, и мобильные приложения, и новостные агрегаторы, и организаторы распространения информации, и много чего другого.


Никто не знает будущего. И всё же мне как правозащитнику хотелось бы, чтобы больше внимания уделялось защите личных данных граждан. У нас нет альтернатив Интернету, всё равно всем мы здесь, и в Сети не только наши личные данные, но и многие государственные информационные ресурсы. Интернет-торговля и реклама не могут не использовать сведения о человеке в виде различных цифровых следов, на этом они и держатся. Я считаю, любой гражданин вправе пользоваться Интернетом, не становясь абсолютно прозрачным для агрессивного Интернет-маркетинга, мошенников и вымогателей, он должен чувствовать защищенность. И обеспечить ее — наиглавнейшая задача тех, кто отвечает за порядок в информационной сфере.


Я вижу в перспективе поступательное расширение и усложнение полномочий Роскомнадзора, более детальную регламентацию процедур, в которых он играет решающую роль. Потенциал у федеральной службы есть, она способна навести порядок в контролируемых сферах.

Мне кажется мы вступили в тот отрезок истории Интернета и российского информационного законодательства, в котором и само ведомство, и профильные комитеты Государственной Думы достаточно хорошо понимают, какой эффект дает столкновение технологий и юридических норм. И я надеюсь, что работа Роскомнадзора, связанная с блокировкой информационных ресурсов, генерирующих тот или иной противоправный контент, со временем станет еще более точечной, без побочных эффектов.


Многое зависит от качества информационного законодательства. Здесь есть одна опасность — терминов и процедур может стать слишком много, и мы перестанем поспевать за ними. В любом случае альтернатив Интернету нет, он — наше общее с государством пространство.


Публикация