Право и удаление порочащего контента

Право и удаление порочащего контента 2 апреля группа депутатов во главе с председателем комитета по безопасности и противодействию коррупции Василием Пискаревым внесла законопроект № 430597-7, который позволит блокировать доступ к сайтам, где находятся сведения, признанные судом порочащими честь, достоинство или деловую репутацию гражданина или юридического лица. 10 апреля законопроект был принят.
В чём заключаются достоинства и недостатки нового закона?
Олег Матюнин, адвокат и эксперт в области права, прокомментировал новые поправки в федеральные законы следующим образом:
«У нас любят использовать слово «цензура» применительно к самым разным аспектам ограничения доступа к информации, часто понимая под ней любые ограничения любой информации, независимо от источника и содержания. С правовой точки зрения это ошибка, т.к. в соответствии со статьей 3 Закона РФ «О СМИ», именуемой «Недопустимость цензуры» в России гипотетически возможен, но строго запрещен, только один вид цензуры – цензура массовой информации, которая заключается в том, что все свои материалы любое СМИ должно согласовывать со специально созданным цензурным ведомством или чиновником – цензором. Иными словами, применительно к деятельности лиц без статуса СМИ говорить даже о гипотетической цензуре с точки зрения законодательства вообще не приходится.
Свобода слова согласно разъяснению Президиума Верховного Суда РФ от 16.03.2016 г., основанному на позициях ЕСПЧ, охватывает не только «информацию» или «идеи», которые встречаются благоприятно или рассматриваются как безобидные либо нейтральные, но также и такие, которые оскорбляют, шокируют или внушают беспокойство. Таковы требования плюрализма, толерантности и либерализма, без которых нет «демократического общества». Лицо, распространившее те или иные сведения, освобождается от ответственности, если докажет, что такие сведения в целом соответствуют действительности. Однако все эти разъяснения касаются только споров о защите чести, достоинства и деловой репутации.
Свобода слова ограничена законом, о чем свидетельствуют, например, статьи 110.2, 205.2, 212, 280, 280.1, 354 Уголовного кодекса, карающие за распространение информации, в том числе в Интернете: о способах самоубийства, а также призывающей к самоубийству, терроризму, массовым беспорядкам, экстремистской деятельности; к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности РФ,
развязыванию агрессивной войны. Запрещены кодексом публичные действия, выражающие явное неуважение к обществу и совершенные в целях оскорбления религиозных чувств верующих (ст. 148), публичное оскорбление представителя власти (ст. 319), клевета (ст. 128.1), распространение сведений о частной жизни лица, составляющих его личную или семейную тайну, без его согласия (ст. 137) и другие действия, запрет совершения которых объективно, но вполне обоснованно ограничивает свободу слова.
Разумеется, что поскольку Интернет сегодня – наиболее массовое средство публичной коммуникации граждан, информационного обмена, то именно там, в Интернете, государству нужны правовые механизмы быстрой блокировки информации, являющейся ничем иным как следами того или иного правонарушения, начиная от банального нарушения авторских прав и заканчивая разного рода преступлениями, в том числе упомянутыми выше.
Вот почему Дума с 2012 года (хотя надо было сделать это раньше) дополняет Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» новыми терминами («доменное имя», «сетевой адрес», «провайдер хостинга» и т.п.) и новыми статьями (10.1, 10.3–10.5, 15.1–15.8), основная задача которых – создать правовое поле для максимально быстрой очистки Интернета от незаконно распространяемой информации. Законопроект № 430597-7 разработан в той же канве и не содержит каких-то новых ограничений свободы слова. В сущности, как и в перечисленных выше статьях Закона об информации, в нем предлагаются лишь технические нормы, позволяющие защищать права граждан, нарушенные информационным способом. Этот законопроект о том, как удалять из Интернета сведения, порочащие честь, достоинство или деловую репутацию юридического лица. Свобода слова – это ведь не свобода лгать и порочить чужую репутацию – верно?
Относительно высокую интенсивность принятия поправок и изменений в сфере ограничения информации, распространяемой через Интернет, я объясняю только одним обстоятельством – законодатели хотят угнаться за технологиями, подчинить их закону, и в этом желании нет ничего плохого.
Следует помнить, что свобода слова в ряду демократических принципов занимает далеко не первое место: в основе демократии находится принцип верховенства закона. И даже тот небольшой обзор российского законодательства, который был приведен выше, показывает, что за слова и другой контент, распространяемый в Интернете, надо отвечать.»
С Матюниным трудно не согласиться – действительно, не только свобода слова определяет демократическое общество, но и верховенство закона.
Новые законопроекты в области правового регулирования свободы слова в Интернете основаны на тех же принципах, что и федеральные законы РФ, регулирующие свободы слова в обществе. В том числе упомянутый закон «О СМИ». Действительно, законопроект принятый 10 апреля выглядит разумной мерой – хотя Интернет лучшая площадка для выражения собственного мнения, но это же мнение может конфликтовать с правовыми нормами государства.
Подчеркну, что решение об удалении контента и блокировки сайтов выносит суд, а это значит, что решение подлежит публичному обсуждению и ответчик может доказать правоту высказанных в материале суждений.
И всё же, подобные инициативы депутатов партии «Единая Россия» воспринимаются со скепсисом. Новый закон выглядит удачным на бумаге и не содержит противоречий с Конституцией и федеральными законами РФ. Но неизвестно с каким успехом будет осуществляться этот закон, насколько справедливыми будут решения суда. Неизвестно, будут ли действительно катастрофические последствия принятия этого закона для СМИ. Однако, тот факт, что власть всерьёз занялась разработкой правого поля свободы слова в Интернете говорит о грядущих больших переменах в Рунете.
Материал подготовил Вахрушев Иван.

Возврат к списку